Пояснительная записка к учебному плану МАДОУ № 58, 1.1 Нормативные основания составления учебного плана непосредственноорганизованной образовательной деятельности. Учебный план является нормативно-правовой основой, раскрывающей специфику образовательнойи воспитательной деятельности ДОУ, устанавливающей перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности. Учебный план МАДОУ № 58 на 2024-2025 учебный год составлен в соответствии с нормативно- правовыми документами: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 2.1.3684−21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений,к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». Устав МАДОУ № 58; Лицензия на осуществление образовательной деятельности; Основной образовательной программой МАДОУ № 58. 1.2 Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана. Основными задачами учебного плана непосредственно образовательной деятельности являются: 1. регулирование объема образовательной нагрузки. 2. реализация ФГОС ДО в ДОУ. Обязательная часть учебного плана составлена с учетом ФОП ДО. Учебный план на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности (далее - занятие), при этом данное распределение не является жестко регламентирован. В учебном плане учитывается период учебного года, который начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. В 2024-2025 уч. г. в МАДОУ № 58 функционирует 3 групп общеразвивающей направленности с учетом возраста детей: - 1 группа раннего возраста (1года до 3 лет) - 1 младшая группа (с 3 лет до 5) - 1 старшая группы (6-7 лет) Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 12.00 часов с 7.15 до 19.15. Учебный год начинается с 1 сентября 2024 года и заканчивается 31 мая 2025 года во всех возрастныхгруппах детского сада. Продолжительность учебного года составляет 36 недель. 1.3. Характеристика структуры учебного плана В структуре учебного плана выделяется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Объем обязательной части не менее 60% от её общего объёма, части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. При составлении учебного плана учитываются следующие принципы: Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. Построение образовательной деятельности происходит в зоне ближайшего развития ребенка. В основе лежит уровень актуального развития (УАР), который характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнять вполне самостоятельно. Но то, что ребенок не сможет выполнить самостоятельно, может справиться с небольшой помощью взрослого. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (разные виды детской деятельности) Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) Принцип интеграции пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, когда происходит объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» («организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»). Содержание учебного плана обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое развитие. В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки выпускников содержание образования представлено образовательными областями: Физическое развитие (физическая культура, формирование начальных представлений о здоровомобразе жизни); Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальныммиром, ознакомление с миром природы, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП), развитие познавательно-исследовательской деятельности); Речевое развитие (развитие речи, подготовка детей к обучению грамоте, художественная литература); Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание,формирование основ безопасности); Художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству, изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация), музыкальная деятельность, конструктивно-модельная деятельность). Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности, соответственно возрасту детей: в раннем возрасте (1-3 года) - предметная деятельность и игры с составными и дидактическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами; общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; двигательная деятельность. в дошкольном возрасте (3-8 лет) - игровая деятельность (разные виды игр); коммуникативная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала; изобразительная деятельность; музыкальная деятельность, двигательная формы активности ребенка. Педагогами реализуется учебный план в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей, образовательной деятельности в ходе режимных моментов ежедневно (при проведении утренней гимнастики, гигиенических и закаливающих процедур, ситуативных бесед при проведении режимных моментов, чтении художественной литературы, дежурства, прогулок), самостоятельной деятельности детей (игра, действия с материалами и оборудованием предметно-пространственной среды). Уделяется внимание индивидуальным особенностям и возможностям каждого ребенка. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Разработано комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы. Одной теме уделяется не менее 1 недели. Тема отражается в подборе материалов в группе. Также совместно с субъектами образовательных отношений по темам недель осуществляется проектная деятельность. Количество и продолжительность образовательной деятельности (ОД) устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 1.2.3685-21): - для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, -в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. ОД с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине времени, отведённого на ОД статического характера, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами ОД не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственногонапряжения детей, организуется в первую половину дня. В плане предусмотрена определенная нагрузка непосредственно образовательнойдеятельности: ОО «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей в период пребывания ими в детском саду. Важно отметить, что на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее 3-4 часов. Формирование социальных представлений, умений, навыков осуществляется в совместной деятельности взрослого с ребенком в утренний прием, вечернее время, на прогулке, в ходе режимных моментов и интеграции с другими видами деятельности. ОД «Формирование основ безопасности» осуществляется в ходе режимных моментов в форме «минуток безопасности», ситуативных бесед ежедневно, а в старшем дошкольном возрасте реализуется путём включения в непосредственную образовательную деятельность познавательного блока. ОО «Художественно-эстетическое развитие». Образовательную деятельность по музыке осуществляет музыкальный руководитель совместно с воспитателем всей группой детей, в подготовительной к школе группе одно занятие осуществляет музыкальный руководитель самостоятельно с детьми по подгруппам. ОД «Лепка», «Рисование», «Аппликация» осуществляет воспитатель возрастной группы со всей группой детей. Конструирование из разных материалов осуществляется в 1 или 2 половину дня в ходе самостоятельной и совместной деятельности взрослого с ребенком. ОО «Познавательное развитие». Образовательная деятельность направлена на ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям, формирование элементарных математических представлений и развитие познавательно-исследовательской деятельности. Образовательная деятельность, направленная на формирование элементарных математических представлений в подготовительных к школе группах, осуществляется воспитателем с детьми по подгруппам, в остальных возрастных группах - всей группой детей. ОО «Речевое развитие». Образовательная деятельность направлена на развитие речи детей в различных видах детской деятельности и приобщение к художественной литературе. В режиме дня запланировано ежедневное чтение детской литературы с последующим обсуждением прочитанного. НОД «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительных к школе группах осуществляется воспитателем сдетьми по подгруппам, в остальных возрастных группах - всей группой детей. ОО «Физическое развитие». Занятия физической культурой в помещении во всех возрастных группах проходят 2 раза в неделю в спортивном зале. Проводит занятия инструктор по физической культуре со всей группой детей в младших, средних и старших возрастных группах, и по подгруппам в подготовительных к школе группах. 1 раз в неделю занятия физической культурой проводят на улице на спортивной площадке детскогосада. Ежедневно на прогулке проводятся подвижные и спортивные игры. . Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Учебный план на 2024 – 2025 учебный год Вид образовательной деятельности Обязательная часть и Часть, формируемая участниками образовательных отношений (программа «Родной край») Ознакомление с окружающим миром Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) Часть, формируемая участниками образовательных отношений (Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников») Обязательная часть и Часть, формируемая участниками образовательных отношений (программа «Родной край») Обязательная часть Обязательная часть и Часть, формируемая участниками образовательных отношений (программа «Родной край») Группа раннего возраста (1-3 лет) 1 в неделю/36 в год 1 в неделю/36 в год Младшая группа (3-5 лет) ОО «Познавательное развитие» 1 в неделю/36 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 1 в неделю/36 в год Старшая группа(5-6л.) 1 в неделю/36 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 2 в неделю/72 в год 1 в 2 недели/18 в год Развитие речи Подготовка детей к обучению грамоте Художественная литература Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание 1 в неделю/36 в год ежедневно* * ОО «Развитие речи» 1 в неделю/36 в год 1 в неделю/36 в год 1 в неделю/36 в год 1 в неделю/36 в год ежедневно* (в т.ч. из парц. программы «Родной край» ежедневно* (в т.ч. из парц. программы «Родной край» ОО «Социально-коммуникативное развитие» * * * * * * * * * * * Обязательная часть и Часть, формируемая участниками образовательных отношений (Программа «Цветные ладошки», программа «Родной край») Приобщение к искусству. Рисование (Изобразительная деятельность) Лепка (Изобразительная деятельность) 1 в неделю/36 в год ОО «Художественно-эстетическое развитие» 1 в неделю/36 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 1 в неделю /36 в год 1 в 2 недели/18 в 1 в 2 недели/18 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» Аппликация (Изобразительная деятельность) 2 в неделю/72 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 1 в 2 недели/18 в год(в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 1 в 2 недели/18 в год Конструирование 1 в неделю/36 в год 1 в неделю/36 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 1 в неделю/36 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» Часть, формируемая участниками образовательных отношений (Программа «Ладушки», программа «Родной край») Музыка (музыкальная деятельность) 2 в неделю/72 в год 2 в неделю/72 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 2 в неделю/72 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» Обязательная часть и Часть, формируемая участниками образовательных отношений (программа «Родной край») Физическая культура в помещении Формирование начальных представлений о ЗОЖ Физическая культура на воздухе в форме спортивных и подвижных игр утренняя гимнастика 2 в неделю/72 в год комплексы закаливающих процедур ежедневно* количество видов образовательной деятельности по программе в неделю продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности СанПиН 1.2.3685-21 max допустимый объем образовательной нагрузки в день по СанПиН 1.2.3685-21 ОО «Физическое развитие» 2 в неделю/72 в год 1 в неделю/36 в год ежедневно 1 в неделю/36 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» ежедневно 1 в неделю/36 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» ежедневно ежедневно* 10 2 в неделю/72 в год ежедневно* 11 8-10 мин. не более 20 мин. 18 -20 мин 40 мин 14 не более 30 мин У - 1ч. 30м В - 30мин max допустимый объем образовательной нагрузки в неделю по СанПиН 1.2.3685-21 max допустимый объем образовательной нагрузки в неделю в МАДОУ №25 100 мин 1 ч 40 м 100 мин 1 ч 40 м 200 мин (3ч20мин) 200 мин 3ч20мин 600 мин (10ч 00мин) 450 мин (7ч 30мин)/ через неделю 420 мин(7ч 00мин) *- реализация этих видов деятельности осуществляется в ходе режимных моментов в интеграции с другими видами деятельности ежедневно